евробляхи

Ответственность водителей «Евроблях»

В последнее время вопрос ДТП с авто с иностранными номерами обрёл пиковую популярность. Потерпевшие не знают к кому обращаться, страховые отказывают в выплатах, МТСБУ завалено жалобами на страховщиков, ситуация требует ясности. Поговорим?)

Итак, водитель транспортного средства с иностранными номерами (в народе просто «евробляхи») становится виновником дорожно-транспортного происшествия. Водитель чинно предъявляет Полис ОСАГО, согласно которому застрахована его гражданско-правовая ответственность. Потерпевший обращается к страховой компании Виновника и… получает отказ. Почему так? Чем руководствуется Страховщик?

Согласно ст. 5 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее – ЗУ «Об ОСАГО», ссылка https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1961-15) объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности являются имущественные интересы, не противоречащие законодательству Украины, связанные с возмещением лицом, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потерпевших в результате эксплуатации обеспеченного транспортного средства.

Страховым случаем, в соответствии со ст. 6 ЗУ «Об ОСАГО», является дорожно-транспортное происшествие, которое произошло с участием обеспеченного транспортного средства, вследствие которого наступает гражданско-правовая ответственность лица, ответственность которого застрахована, за вред, причиненный жизни, здоровью и/или имуществу Потерпевшего.

Пунктом 1.4 ст. 1 ЗУ «Об ОСАГО» определено, что лицами, ответственность которых застрахована, являются страхователь и другие лица, правомерно владеющие обеспеченным транспортным средством. Владение обеспеченным транспортным средством считается правомерным, если иное не установлено законом или решением суда.

Владельцы транспортных средств — юридические и физические лица, которые в соответствии с законами Украины являются владельцами или законными владельцами (пользователями) наземных транспортных средств на основании права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, на основе договора аренды или правомерно эксплуатируют транспортное средство на других законных основаниях (п. 1.6 ст. 1 ЗУ «Об ОСАГО»).

Согласно п. 4 ст. 380 Таможенного кодекса Украины (ознакомиться можно тут: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/4495-17) временно ввезённые транспортные средства личного пользования могут использоваться на территории Украины исключительно гражданами, которые ввезли указанные транспортные средства в Украину для других личных нужд.

С целью получения информации о правомерности владения и управления Виновником ДТП обеспеченным автомобилем, Страховщик направляет необходимый запрос в таможни Государственной фискальной службы (в соответствии с п. 34.1 ст. 34 ЗУ «Об ОСАГО»).

И вот если в ответ на данный запрос поступает информация о том, что обеспеченный автомобиль был ввезён на территорию Украины под управлением иного лица, а не Виновника ДТП, у Страховщика есть все законные основания для отказа в выплате страхового возмещения.

Кстати говоря, согласно тому же Таможенному кодексу Украины, такие ТС не могут использоваться для целей предпринимательской деятельности в Украине (осторожно, такси!), быть раскомплектованными, передаными во владение, пользование или распоряжение другим лицам. То есть даже наличие доверенность не исправит ситуацию.

Отсюда вывод: не даём родителю «евробляхи» скрыться с места ДТП))

А ещё, мой совет, не оформлять с водителями «евроблях» европротокол, вызывать полицию, а до их приезда сфотографировать и водителя, и его документы – пригодится)